УДК 553.04.553 98 |
© В.И. Назаров, В.Д. Наливкин, Г.П. Сверчков, 1997 |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕСУРСОВ НЕФТИ И ГАЗА РОССИИ
В.И.
Назаров, В.Д. Наливкин, Г.П. Сверчков (ВНИГРИ)Нефтегазовый комплекс Российской Федерации отличается значительной инерционностью развития, создающей большие трудности при передислокации работ из одних районов в другие. Возникающие при этом проблемы обусловлены не только препятствиями технического и технологического характера, которые в принципе преодолимы, но и необходимостью инвестирования огромных капиталовложений для подготовки ресурсной базы. Поэтому при анализе возможностей развития нефтегазодобывающей промышленности необходим учет как запасов разрабатываемых и выявленных месторождений, так и прогнозных ресурсов, представления о величине которых в значительной мере исходят из научных предположений и расчетов. Несмотря на вероятностный характер прогнозных ресурсов, подсчет их необходим, поскольку они служат основой для разработки стратегии развития добычи нефти и газа и обоснования долгосрочных программ поисков и разведки месторождений. При этом необходимо учитывать не только количество ресурсов нефти и газа, но и давать им экономическую оценку, позволяющую определять затраты на освоение тех или иных групп ресурсов, а также потенциальный экономический эффект от их освоения. Тем самым появляется возможность дифференцировать ресурсы по степени экономической доступности и определять приоритетные направления политики лицензирования перспективных нефтегазоносных территорий и акваторий.
Научно-методическим и координационным центром, обеспечивающим и координирующим работы по экономической оценке ресурсов углеводородного сырья Российской Федерации, является ВНИГРИ. Под его руководством и при
непосредственном участии проведена экономическая оценка ресурсов нефти и газа перспективных территорий и акваторий Российской Федерации. В работе по выполнению экономической оценки принимали участие 18 научных и производственных организаций геологической службы нефтяной и газовой промышленности (ИГиРГИ, ЗапСибНИГНИ, СНИИГГиМС, ВНИИОЭНГ, НВиГГ, КамНИИКИГС, НИИморгеофизика, ВолгоградНИПИнефть, СахНИПИморнефтегаз, СевКавНИПИгаз, ПО "Арктикморнефтегазразведка", Западно-Сибирский РГЦ и др.).В качестве исходной информационной базы для экономической оценки был принят количественный прогноз нефтегазоносности недр Российской Федерации на 01.01.93 г., подготовленный рядом научных организаций под руководством ВНИГНИ. Настоящая экономическая оценка ресурсов нефти и газа выполнена по состоянию на 01.01.94 г. Результирующие экономические показатели переведены по рекомендованным Министерством экономики РФ инфляционным индексам в масштаб цен 1996 г.
Согласно разработанной во ВНИГРИ методологии основным показателем экономической оценки углеводородных ресурсов является экономический эффект от их освоения. Этот эффект
R можно рассматривать как потенциальную нефтяную (газовую) ренту, величина которой формируется под воздействием составляющих ее элементов: ренты продуктивности Rnp, ренты местоположения RM, ренты качества RK и ренты взаимозаменяемости RB3:R = Rпр + Rм + RK + Rвз. (1)
Rпр зависит от горно-геологических характеристик прогнозируемых месторождений (крупности объектов, глубины залегания продуктивных горизонтов, производительности скважин и др.); RM – от географо-климатических условий районов работ, отдаленности от потребителей; RK – от физико-химических свойств нефти и газа (сернистости, плотности, вязкости и т.д..); Rвз определяется за счет разности цен данного и базового энергоносителей.
Влияние рассмотренных групп рентообразующих факторов на экономическую оценку ресурсов в различных регионах Российской Федерации проявляется по-разному. Например, в районах Урало-Поволжья с развитой нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностью положительное влияние на величину экономической оценки оказывает фактор местоположения ресурсов по отношению к потребителям. За счет воздействия этого фактора в значительной мере уменьшается влияние фактора продуктивности, проявляющееся в данном регионе через снижение требований к крупности месторождений (вплоть до мельчайших) и к величине начальных дебитов скважин.
В районах Восточной Сибири, напротив, фактор местоположения, по сути, является ограничительным, резко снижающим эффективность освоения ресурсов нефти и газа из-за огромных затрат на транспортировку.
Экономическая оценка проводилась для ресурсов категорий С3, Д1 и Д2, дифференцированных по специальной методике на локальные нефтегазоносные объекты (залежи). После определения их числа и горно-геологических характеристик все локальные объекты объединяли в типовые группы.
Расчеты экономического эффекта от освоения типового локального объекта из каждой группы проводятся по следующей формуле:
где
Rл - экономический эффект (рента) на начало расчетного периода; Zt - ценность добытой продукции в t-м году; Sпрt, Sдt, - предстоящие затраты Sтt, Sинt в t-м году соответственно на поисково-разведочные работы, добычу, транспорт, инфраструктуру; Eнп - норматив приведенных затрат (Eнп = Ед + Ер); Eд - ставка депозитного процента (принимается равной 10 %); Ер - надбавка за риск (принимается равной 2 %); tн, tk, t - соответственно начальный, конечный и текущий годы расчетного периода.Затем производится суммирование экономического эффекта по группам локальных объектов, нефтегазоносным районам, областям, провинциям, субъектам Федерации и России в целом (табл. 1-4).
Анализ обобщающих результатов экономической оценки показывает, что ресурсы нефтегазоносных недр территорий и акваторий России обладают огромной потенциальной ценностью. Ожидаемый суммарный эффект от их освоения в масштабе цен 1996 г. составляет для нефтяных ресурсов 2,4 квдрлн р. (443 млрд дол.), для газовых -8,9 квдрлн р. (1,6 трлн дол.). Подавляющая часть этого эффекта приходится на перспективные территории. Доля акваторий в суммарном эффекте по нефти составляет 1,3 %, по газу – 20%.
Рентабельные для освоения ресурсы при принятом уровне цен (120 дол/т нефти, 90 дол/1000 м
3 газа) имеются практически во всех регионах. Однако их доля сильно колеблется. Достаточно высокий процент рентабельных ресурсов характерен для районов с развитой нефтедобывающей промышленностью (Волго-Урал, Краснодарский край, Республика Коми, Тюменская область). В этих районах уже создана региональная инфраструктура, что существенно снижает капиталоемкость ввода новых мощностей при добыче. Особенно важно, что к рентабельным можно отнести около трети прогнозных ресурсов нефти Западной Сибири. Освоение основной массы ресурсов других регионов и акваторий потребует существенного повышения цен на нефть.Максимальными потенциальными ресурсами нефти характеризуются недра Западной Сибири, которой несколько уступают Восточная Сибирь, Волго-Уральская и Тимано-Печорская НГП. Суммарный экономический эффект от освоения нефтяных ресурсов других регионов значительно меньше. В названных четырех крупнейших регионах сосредоточено свыше 15 млрд т ресурсов нефти, которые при разумной системе налогообложения могут быть вовлечены в промышленный оборот при существующем уровне цен на нефть (см.
табл. 1).На акваториях при современных экономических условиях возможно рентабельное освоение порядка 0,5 млрд т прогнозируемых ресурсов нефти.
Большой интерес представляет распределение прогнозируемых рентабельных ресурсов нефти и экономического эффекта от их освоения по субъектам Российской Федерации (см.
табл. 2). Наибольший объем рентабельных ресурсов прогнозируется в Ханты-Мансийском автономном округе. На этот же субъект Федерации приходится 23 % потенциального эффекта от освоения всех рентабельных прогнозных ресурсов нефти Российской Федерации. Крупный экономический эффект может быть получен от освоения нефтяных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако разработка ресурсов данного района, приуроченных в большей части к нефтяным оторочкам, требует решения сложных технологических проблем. В европейской части России наиболее крупным потенциалом отличаются РеспубликаКоми и Ненецкий автономный округ. Большой ценностью обладают также прогнозные ресурсы Республики Татарстан, характеризуемые, кроме того, большой концентрацией эффекта. Можно назвать еще несколько субъектов Федерации, обладающих сравнительно крупным потенциалом рентабельных ресурсов нефти. К ним относятся Оренбургская, Пермская и Самарская области, Республики Башкортостан и Удмуртия, Волгоградская область и юг Тюменской области, Краснодарский край. Ценность ресурсного потенциала других субъектов Российской Федерации на порядок ниже.
Что касается ресурсов газа, то экономические показатели от освоения представляются значительно более оптимистичными. В целом по Российской Федерации ресурсы газа могут рентабельно осваиваться при существующих экономических условиях (57 % - на суше и 40 % – на акваториях).
Основной объем рентабельных ресурсов газа сосредоточен в Западной Сибири, которая в обозримой перспективе по-прежнему останется главной газоснабжающей базой страны (см.
табл. 3). Большие объемы рентабельных ресурсов прогнозируются также в Восточной Сибири, Карском и Баренцевом морях.Необходимо отметить, что, хотя рентабельные ресурсы газа и акваторий соизмеримы с ресурсами газа Западной Сибири, доход с каждой их единицы на морях ожидается в 1,5-2,0 раза ниже. Данное обстоятельство объясняется чрезвычайно высокой капиталоемкостью обустройства месторождений в суровых климатических условиях арктических акваторий.
Распределение потенциального экономического эффекта от освоения рентабельных ресурсов газа по субъектам Российской Федерации свидетельствует о том, что главной ресурсной базой газовой промышленности страны еще в течение длительного периода времени останется Ямало-Ненецкий автономный округ (см.
табл. 4). Здесь прогнозируется концентрация трети всех рентабельных ресурсов газа. Это почти столько же, сколько в Восточной Сибири и Карском море, вместе взятых. Учитывая уже созданную систему газопроводов, преимущество этого района очевидно.Выделенные основные группы регионов, эффективных для освоения ресурсов нефти и газа, отличаются наиболее благоприятными горно-геологическими характеристикам и местоположением. Освоение основной массы ресурсов других регионов и акваторий требует существенного повышения цен на нефть и газ. При этом темпы роста цен в большинстве регионов (за исключением Западной Сибири) не соизмеримы с повышением доли рентабельных ресурсов, поскольку со временем в освоение вовлекаются, как правило, ресурсы худшего качества. Например, при повышении цены нефти со 115 до 150 дол/т, т.е. на 40 %, доля рентабельных ресурсов в Тимано-Печорской провинции, Урало-Поволжье и Восточной Сибири повышается только на 8-9 %. При росте цен до 200 дол/т прирост доли рентабельных ресурсов сохраняется примерно на таком же уровне. В ряде районов значительный процент нерентабельных ресурсов остается даже при повышении цены до 300 дол/т.
Для однозначного определения приоритетности регионов по освоению ресурсов нефти и газа недостаточно иметь данные об объемах рентабельных ресурсов и величине абсолютного экономического эффекта. Большое значение имеет и относительная их ценность в расчете на единицу площади. Среди крупнейших регионов страны наибольшей концентрацией нефтеносного богатства недр обладает Западная Сибирь. Однако имеется и ряд небольших районов, для которых прогнозируется весьма высокая концентрация экономического эффекта.
Для дифференциации перспективных территорий и акваторий по степени богатства нефтеносных недр выделено шесть классов ценности недр по удельному доходу на 1 км
2 перспективной площади, млн р.: 1-й - >1000; 2-й - 350-1000; 3-й - 150-350; 4-й - 50-150; 5-й - 5-50; 6-й-< 5.Анализ показывает, что перспективные территории 1-го класса ценности имеются только в трех провинциях: Западной Сибири (Надым-Пурская, Среднеобская и Фроловская НГО), Тимано-Печорской НГП (Печоро-Колвинская,
Хорейверская и Варандей-Адзьвинская НГО) и Волго-Уральской НГП (Мелекесская и Южно-Татарская нефтеносные области).Площади 2-го класса ценности недр, наряду с названными выше провинциями, отмечаются в Восточной Сибири (Непско-Ботуобинская НГО), Печорском море и на о-ве Сахалин. Остальные регионы, включая акватории, характеризуются значительно меньшими значениями этого показателя. Ранжирование всей перспективной территории Российской Федерации по ценности нефтеносных недр служит базой для обоснования приоритетных направлений поисков месторождений и выделения лицензионных участков в наиболее богатых регионах. Для решения последней задачи целесообразно составление региональных геолого-экономических карт, которые допускают детальное районирование территории с выделением отдельных зон, центров возможной нефтедобычи и перспективных
участков для лицензирования. Такие карты построены ВНИГРИ для Архангельской области и некоторых районов Республики Коми.Аналогичная дифференциация перспективных территорий и акваторий приведена и для ресурсов газа (см.
табл. 3, 4).Представляет интерес доля затрат на поисково-оценочные работы, определенная в результате расчета затрат на освоение ресурсов нефти и газа. Для нефтяных ресурсов территорий доля этих затрат в зависимости от регионов изменяется от 2 до 46 %, для газовых - от 1,9 до 38 %, что гораздо выше существующих ставок воспроизводства минерально-сырьевой базы. По акваториям этот показатель составляет 2-14 %.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что принятый в настоящее время усредненный подход к определению ставок воспроизводства минерально-сырьевой базы экономически не обоснован и не соответствует реальным потребностям в средствах на геолого-разведочные работы в различных регионах страны.
Экономическая оценка ресурсов нефти и газа и данные по разрабатываемым и выявленным запасам могут служить основой для разработки долгосрочного экономически обоснованного прогноза их освоения.
Составленный на базе экономической оценки долгосрочный прогноз освоения ресурсов нефти (
рисунок) показывает, что ни в настоящее время, ни в ближайшей и отдаленной перспективе ресурсных ограничений для развития добычи нефти не существует.Даже при подтверждаемости величины прогнозных ресурсов на 50 % ресурсный потенциал нефтяной промышленности способен обеспечивать потребности страны в нефти в течение длительного периода времени.
При прогнозе рассматриваются три основных варианта освоения ресурсов нефти Российской Федерации до 2020 г.: 1-й - максимальный, 2 - оптимальный, 3-й - минимальный (
табл. 5). Уровни добычи по этим вариантам определены исходя из потребления нефти на душу населения в наиболее развитых странах: 1-й вариант - 3 т/чел. (США и др.), 2-й вариант - 2,5 т/чел, (развитые европейские страны - Германия, Англия и др.), 3-й вариант - 2 т/чел. (страны СНГ, Финляндия и др.). Необходимо отметить, что цифры добычи нефти по 2-му и 3-му вариантам на период до 2010 г. соответствуют уровням добычи нефти, принятым в долгосрочной энергетической стратегии России.Рекомендованная программа освоения ресурсов нефти предусматривает прежде всего ускоренный ввод в разработку уже разведанных месторождений (затраты на подготовку к освоению омертвляются в течение многих лет). Из вновь открытых месторождений в зависимости от варианта прогноза будет добыто от 0,2 до 0,8 млрд т нефти.
Однако для обеспечения такого уровня добычи из новых месторождений необходимо подготовить запасы (в зависимости от варианта прогноза) в количестве от 3,0 до 10,3 млрд т нефти. С учетом того обстоятельства, что рентабельными из числа подготовленных окажутся лишь 50 %, практический объем подготовленных запасов должен быть в 2 раза больше. Таким образом, необходимая суммарная величина подготовленных запасов в прогнозируемом 25-летнем периоде должна составлять от 6,0 до 20,6 млрд т нефти.
Затраты на подготовку запасов для поддержания добычи из новых месторождений в зависимости от варианта прогноза необходимы в объеме от 46 до 158 млрд дол. Суммарные затраты на освоение ресурсов по рассматриваемым вариантам колеблются от 137 до 561 млрд дол.
Рассмотрим оптимальный вариант распределения объема добычи нефти по ведущим регионам (
табл. 6). Основной объем добычи, как и по другим вариантам, приходится на Западную Сибирь. Урало-Поволжье занимает второе место, но к концу прогнозируемого периода этот регион по уровню добычи будет постепенно замещаться Восточной Сибирью. В конце прогнозируемого периода существенное значение будут иметь акватории, объем добычи по которым в совокупности приблизится к объему добычи в Урало-Поволжье.Итак, экономическая оценка ресурсов нефти и газа показывает, что Россия обладает огромным богатством недр, превышающим нефтегазовый потенциал любой страны мира. При существующем уровне цен возможно рентабельное освоение свыше трети прогнозных ресурсов нефти и половины ресурсов газа. Если считать, что данная величина прогнозных ресурсов подтвердится на 100 %, то в совокупности с уже разведанными балансовыми запасами это обеспечивает потребности России в нефти более чем на 100 лет, а в газе - на 150 лет. Даже в случае подтверждаемости оценок прогнозных ресурсов на 50 % в обозримой перспективе ограничений ресурсного характера для развития нефтегазовой промышленности не будет. Наибольший потенциальный доход связан с освоением ресурсов газа, расчетная ценность которых при современном уровне цен составляет 2,3 трлн дол. Освоение прогнозных
ресурсов нефти может принести доход порядка 0,5 трлн дол.Реализация нефтегазового потенциала страны требует огромных капитальных вложений не только непосредственно на поиски и оценку месторождений в новых отдаленных, труднодоступных районах, но и на их промышленное обустройство и создание специализированной инфраструктуры. Решение
этой проблемы невозможно без усиления государственной поддержки нефтегазового комплекса и улучшения государственного регулирования недропользования, которое в последние годы существенно ослабло.Отсутствие единой политики лицензирования, исходящей из текущих и перспективных потребностей страны в нефти и газе и обеспечения развития минерально-сырьевой базы, а также дефицит инвестиций приводят к снижению объемов добычи нефти, в результате чего не обеспечивается не только расширенное, но и простое воспроизводство запасов нефти и газа.
Для ликвидации дефицита инвестиций и более широкого привлечения их в нефтяную отрасль необходимо усовершенствовать систему налогообложения. Важно, чтобы огромный экономический эффект от освоения нефтеносных недр был справедливо и научно обоснованно
поделен между инвесторами - пользователями недр и собственником недр – государством, которое защищает интересы общества в целом. С этой целью должна быть разработана и законодательно утверждена научно обоснованная система изъятия нефтяной ренты через специальные налоги, связанные с пользованием недрами.Современная практика установления ставок бонусов и роялти не обеспечивает полное изъятие нефтяной ренты и не устраивает ни пользователей, ни собственника недр. Малый диапазон ставок роялти, тенденции к их усреднению приводят к тому, что освоение мелких месторождений становится невыгодным, а с крупных объектов государство недополучает значительную часть сверхприбыли.
Требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы недропользования, поскольку существующие Законы "О недрах" и "О соглашениях о разделе продукции" не стимулируют поисковую деятельность, связанную с наибольшим риском потери инвестиций. Между тем в настоящее время наиважнейшая проблема геологической отрасли -наиболее полное раскрытие и подтверждение ограниченными объемами поисковых работ ресурсного потенциала каждого региона. Это позволит подготовить новые месторождения нефти, привлекательные для инвесторов.
Для выработки более точного представления о ценности нефтегазового потенциала страны необходимо улучшить информационное обеспечение научных исследований. В настоящее время геологическая и экономическая информация, требующаяся для проведения экономической оценки, стала практически недоступной.
Экономическая оценка ресурсов нефти и газа в условиях современного российского недропользования должна стать реальным инструментом принятия решений при выборе направлений региональных исследований и поисковых работ с целью выделения новых конкурентоспособных лицензионных участков, а также при оформлении лицензий на право пользования недрами. Для этого необходимо решить следующие задачи методического и организационного характера:
1. Подготовить пакет нормативных документов, определяющих методику и порядок проведения экономической оценки нефтегазоперспективных территорий, локальных объектов и выявленных месторождений при подготовке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, разработке территориальных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья.
2. Разработать принципы и методику геолого-экономического мониторинга нефтегазовых ресурсов и запасов, представляющих собой систему регулярного сбора информации по локальным объектам, нефтегазоносным комплексам, нефтегеологическим районам и областям и оценку их экономической значимости. Это позволит учитывать влияние любых изменений геологической и экономической ситуации на представление об экономической доступности ресурсов и ценности нефтегазовых объектов любого масштаба в каждый момент возникновения потребности в такой оценке.
3. Создать надежную информационную базу по всем регионам России, содержащую сведения о динамике движения ресурсов и запасов углеводородов, технико-экономических показателях
геолого-разведочных работ, обустройства месторождений, работ по созданию транспортных коммуникаций и региональной инфраструктуры с разграничением уровней доступа к той или иной информации в зависимости от ее коммерческой ценности. Создать региональные и федеральные научно-аналитические центры, способные аккумулировать необходимую информацию и проводить количественную и экономическую оценку месторождений и ресурсов нефти и газа, осуществлять экспертизу технико-экономических обоснований и проектов освоения лицензионных участков.4. Повысить надежность и достоверность экономической оценки ресурсов нефти и газа за счет проведения многовариантных расчетов, учитывающих факторы геологического, технологического и экономического риска, степень подтверждаемости количественных подсчетов ресурсов, изменения внутренних и мировых цен
на нефть и газ.The paper presents some results of economic evaluation of resources by enlarged geological regions, marine areas, subjects of Russian Federation and by Russia as a whole carried out with participation of many research and production organizations as of 01.01.94. The resultant economic indices are converted in the scale of prices as of 1996. Information is given about the scale of oil and gas economically developed resources, total and specific economic effects which can be obtained from resources development, the value of subsurface estimation by profit from 1 sq km of promising area, etc. By aggregate of geologic-economic indices the regions, marine areas and subjects of Russian Federation are ranged by priority of their development up to 2020. On the basis of geologic-economical evaluation of resources and data about discovered reserves three variants of long-term prognosis of oil resources development in Russian Federation and its major regions were considered. From these variants, production levels were determined by per capita consumption of oil in foreign countries with different socio-economic development. Volumes of reserves to be prepared and exploration and production costs are approximately evaluated. The article gives recommendations to improve geologic-economical evaluation of resources and legislative base of the subsurface use.
Экономическая оценка ресурсов нефти Российской Федерации (по состоянию на 01.01.96 г.)
Нефтегазоносные территории и акватории |
Процент рентабельных ресурсов |
Число объектов разработки |
Процент рентабельных объектов разработки |
Экономическая характеристика рентабельных ресурсов |
Доля затрат на ГРР в затратах на освоение рентабельных ресурсов, % |
||
Всего |
В том числе рентабельных |
Экономический эффект, млрд. р. |
Ценность недр, млн. р/км 2 |
||||
Тимано-Печорская НГП |
50 |
2928 |
532 |
18 |
288594 |
953 |
25 |
Волго-Уральская НГП |
60 |
8859 |
2787 |
31 |
528720 |
572 |
33 |
Прикаспийская НГП |
9 |
1319 |
21 |
2 |
22540 |
180 |
10 |
Балтийская НО (Калининградская область) |
71 |
86 |
41 |
48 |
5934 |
450 |
46 |
Московская синеклиза (СНГР) |
41 |
288 |
33 |
12 |
15502 |
99 |
6 |
Северо-Кавказская НГП |
41 |
1665 |
443 |
27 |
52590 |
378 |
25 |
Западно-Сибирская НГП |
35 |
3810 |
762 |
20 |
754149 |
585 |
2 |
Восточно-Сибирская мегапровинция |
29 |
6736 |
92 |
1 |
668776 |
207 |
- |
Бассейны Дальнего Востока |
38 |
702 |
173 |
25 |
28000 |
107 |
24 |
ИТОГО |
36 |
26393 |
4884 |
19 |
2364805 |
367 |
9 |
Азовское море |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
Каспийское море |
- |
159 |
- |
- |
- |
- |
- |
Черное море |
- |
23 |
- |
- |
- |
- |
- |
Балтийское море |
21 |
101 |
2 |
2 |
1270 |
70 |
7 |
Баренцево море |
- |
829 |
- |
- |
- |
- |
- |
Печорское море |
10 |
609 |
3 |
0,5 |
7271 |
55 |
4 |
Карское море |
7 |
451 |
2 |
0,5 |
2672 |
4 |
2 |
Море Лаптевых |
- |
594 |
- |
- |
- |
- |
- |
Восточно-Сибирское море |
- |
801 |
- |
- |
- |
- |
- |
Чукотское море |
- |
434 |
- |
- |
- |
- |
- |
Берингово море |
- |
282 |
- |
- |
- |
- |
- |
Охотское море |
7 |
1125 |
3 |
0,3 |
4270 |
7 |
4 |
Японское море |
- |
114 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тихий океан |
- |
35 |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
5 |
4318 |
10 |
0,2 |
15483 |
4 |
3 |
ВСЕГО |
29 |
30711 |
4894 |
16 |
2380288 |
240 |
9 |
Таблица 2 Экономическая оценка ресурсов нефти по субъектам Российской Федерации
Экономические районы |
Рентабельные ресурсы, млн т |
Число объектов разработки |
Экономическая характеристика рентабельных ресурсов |
|||
Всего |
В том числе рентабельных |
Экономический эффект, млрд р. |
Ценность недр, млн р/ км 2 |
|||
Северный район |
1060 |
2928 |
532 |
288594 |
953 |
|
Республика Коми |
503 |
1526 |
375 |
148449 |
767 |
|
Ненецкий автономный округ |
557 |
1402 |
157 |
140145 |
1282 |
|
Калининградский район Калининградская область |
19 |
86 |
41 |
5934 |
449 |
|
Центральный район |
58 |
203 |
23 |
12146 |
101 |
|
Ивановская область |
11 |
32 |
3 |
2274 |
95 |
|
Костромская область |
32 |
114 |
12 |
5926 |
99 |
|
Ярославская область |
15 |
57 |
8 |
3946 |
110 |
|
Волго-Уральский регион |
2275 |
10720 |
2816 |
554572 |
635 |
|
Волго-Вятский район |
115 |
530 |
165 |
28747 |
156 |
|
Кировская область |
66 |
291 |
94 |
16532 |
399 |
|
Нижегородская область |
18 |
109 |
26 |
3704 |
50 |
|
Республика Мари Эл |
24 |
78 |
34 |
6713 |
289 |
|
Республика Мордовия |
7 |
27 |
10 |
1735 |
67 |
|
Республика Чувашия |
0,2 |
25 |
1 |
60 |
3 |
|
Уральский район |
1047 |
4683 |
1202 |
242566 |
707 |
|
Пермская область |
232 |
935 |
353 |
57626 |
443 |
|
Коми-Пермяцкий автономный округ |
16 |
73 |
23 |
3900 |
119 |
|
Свердловская область |
51 |
182 |
85 |
12505 |
706 |
|
Республика Удмуртия |
187 |
506 |
229 |
62663 |
1489 |
|
Республика Башкортостан |
198 |
1130 |
303 |
46650 |
600 |
|
Оренбургская область |
379 |
1930 |
232 |
63122 |
802 |
|
Поволжский район |
1113 |
5507 |
1449 |
283259 |
816 |
|
Республика Татарстан |
385 |
1169 |
584 |
101305 |
2423 |
|
Ульяновская область |
66 |
293 |
95 |
19063 |
512 |
|
Пензенская область |
28 |
105 |
40 |
7500 |
180 |
|
Самарская область |
269 |
867 |
374 |
76020 |
1418 |
|
Саратовская область |
183 |
1106 |
235 |
39808 |
710 |
|
Волгоградская область |
150 |
1484 |
94 |
35633 |
469 |
|
Астраханская область |
- |
160 |
- |
- |
- |
|
Республика Калмыкия |
32 |
323 |
27 |
3930 |
218 |
|
Северо-Кавказский район |
219 |
1611 |
448 |
52773 |
455 |
|
Краснодарский край |
106 |
365 |
289 |
29135 |
837 |
|
Республика Адыгея |
4 |
28 |
9 |
833 |
203 |
|
Ставропольский край |
47 |
443 |
45 |
8889 |
277 |
|
Ростовская область |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Республика Ингушетия |
2 |
28 |
3 |
147 |
62 |
|
Республика Северная Осетия |
4 |
59 |
5 |
490 |
118 |
|
Чеченская Республика |
8 |
156 |
7 |
784 |
62 |
|
Республика Кабардино-Балкария |
7 |
262 |
26 |
3930 |
269 |
|
Республика Дагестан |
45 |
298 |
73 |
9398 |
388 |
|
Западно-Сибирский район* |
- |
3756 |
707 |
676210 |
544 |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
- |
810 |
134 |
111278 |
203 |
|
Ханты-Мансийский автономный округ |
- |
2580 |
541 |
545982 |
1397 |
|
Тюменская область |
- |
195 |
30 |
16118 |
242 |
|
Томская область |
- |
141 |
2 |
2832 |
16 |
|
Новосибирская область |
- |
18 |
_ |
- |
||
Омская область |
- |
12 |
_ |
_ |
_ |
|
Восточно-Сибирский район** Красноярский край |
54 |
|||||
Дальневосточный район |
135 |
702 |
173 |
28000 |
101 |
|
Чукотский автономный округ |
31 |
153 |
32 |
3320 |
93 |
|
Корякский автономный округ |
- |
137 |
- |
- |
- |
|
Камчатская область |
12 |
185 |
14 |
1195 |
23 |
|
Сахалинская область |
92 |
194 |
127 |
23485 |
626 |
|
Хабаровский край |
- |
14 |
- |
- |
- |
|
Амурская область |
- |
19 |
- |
- |
- |
|
Приморский край |
- |
- |
- |
~ |
*
Абсолютные значения рентабельных ресурсов нефти и газа по Западно-Сибирскому району и входящим в него субъектам РФ в табл. 2 и 4 не приводятся из-за конфиденциального характера информации.**
Экономическая оценка ресурсов нефти и газа по субъектам РФ в Восточно-Сибирском районе и по Республике Саха (Якутия) в Дальневосточном районе не проводилась. Экономическая оценка ресурсов газа Российской Федерации по элементам неф-тегеологического районирования (по состоянию на 01.01.96 г.)
Нефтегазоносные территории и акватории |
Процент рентабельных ресурсов |
Число объектов разработки |
Процент рентабельных объектов разработки |
Экономическая характеристика рентабельных ресурсов |
Доля затрат на ГРР в затратах на освоение рентабельных ресурсов |
||
Всего |
В том числе рентабельных |
Экономический эффект, млрд р. |
Ценность недр, млн р/км 2 |
||||
Тимано-Печорская НГП |
61 |
1760 |
464 |
26 |
173654 |
1103 |
38,4 |
Волго-Уральская НГП |
75 |
3961 |
2683 |
68 |
313404 |
895 |
20,0 |
Прикаспийская НГП |
47 |
6857 |
619 |
9 |
668360 |
4050 |
6,0 |
Северо-Кавказская НГП |
39 |
2499 |
790 |
32 |
81300 |
251 |
21,0 |
Западно-Сибирская НГП |
74 |
4907 |
3214 |
66 |
4006824 |
3059 |
1,9 |
Восточно-Сибирская мегапро-винция |
42 |
6093 |
201 |
3 |
1779742 |
551 |
11,9 |
Дальний Восток |
40 |
1751 |
512 |
29 |
81850 |
311 |
39,0 |
ИТОГО |
58 |
27828 |
8483 |
31 |
7105134 |
1225 |
6,7 |
Азовское море |
51 |
90 |
10 |
11,0 |
6560 |
570 |
8,8 |
Каспийское море |
56 |
221 |
9 |
4,0 |
30650 |
381 |
14,0 |
Черное море |
38 |
63 |
3 |
5,0 |
3600 |
781 |
11,0 |
Баренцево море |
33 |
6147 |
57 |
1,0 |
580723 |
799 |
2,4 |
Печорское море |
18 |
620 |
6 |
1,0 |
12921 |
97 |
5,6 |
Карское море |
60 |
3287 |
167 |
5,0 |
1129402 |
1823 |
3,2 |
Море Лаптевых |
- |
845 |
- |
- |
- |
- |
- |
Восточно-Сибирское море |
11 |
887 |
1 |
0,1 |
8550 |
13 |
3,3 |
Чукотское море |
- |
426 |
- |
- |
- |
- |
|
Берингово море |
- |
534 |
. |
- |
- |
- |
- |
Охотское море |
12 |
3106 |
8 |
0,3 |
25630 |
45 |
5,0 |
Японское море |
- |
233 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тихий океан |
- |
74 |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
40 |
10403 |
258 |
3,0 |
1798036 |
516 |
8,6 |
ВСЕГО |
50 |
38231 |
8741 |
23 |
8903170 |
959 |
7.4 |
Экономическая оценка ресурсов газа по субъектам Российской Федерации
Экономические районы |
Рентабельные ресурсы, млрд м 3 |
Число объектов разработки |
Процент рентабельных объектов разработки |
Экономическая характеристика рентабельных ресурсов |
||
Всего |
В том числе рентабельных |
Экономический эффект, млрд р. |
Ценность недр, млн р/км 2 |
|||
Северный район |
810 |
1682 |
439 |
26 |
169018 |
1099 |
Республика Коми |
484 |
1199 |
316 |
26 |
97870 |
892 |
Ненецкий автономный округ |
326 |
483 |
123 |
26 |
71148 |
1617 |
Волго-Уральский регион |
3823 |
11253 |
2480 |
22 |
771583 |
1659 |
Уральский район |
830 |
2601 |
1243 |
48 |
209464 |
1108 |
Пермская область |
206 |
407 |
383 |
94 |
61424 |
1054 |
Свердловская область |
196 |
416 |
128 |
31 |
65611 |
3536 |
Республика Башкортостан |
200 |
585 |
372 |
64 |
46365 |
1317 |
Оренбургская область |
228 |
1193 |
360 |
30 |
36064 |
468 |
Поволжский район |
2993 |
8652 |
1237 |
14 |
562119 |
2044 |
Самарская область |
3 |
14 |
14 |
100 |
400 |
0,00001 |
Саратовская область |
495 |
1578 |
635 |
40 |
98742 |
1437 |
Волгоградская область |
675 |
1777 |
408 |
23 |
63222 |
1319 |
Астраханская область |
1594 |
4160 |
118 |
3 |
352102 |
7984 |
Республика Калмыкия |
226 |
1123 |
62 |
6 |
47653 |
627 |
Северо-Кавказский район |
451 |
2460 |
796 |
32 |
108607 |
391 |
Краснодарский край |
213 |
790 |
388 |
49 |
52806 |
668 |
Республика Адыгея |
20 |
81 |
37 |
46 |
4108 |
684 |
Ставропольский край |
58 |
437 |
165 |
38 |
9357 |
134 |
Ростовская область |
140 |
332 |
185 |
56 |
40070 |
697 |
Республика Ингушетия |
- |
39 |
- |
- |
- |
- |
Республика Северная Осетия |
- |
82 |
- |
- |
- |
- |
Чеченская Республика |
- |
239 |
- |
- |
- |
- |
Республика Кабардино-Балкария |
- |
56 |
- |
- |
- |
- |
Республика Дагестан |
20 |
404 |
21 |
5 |
2266 |
57 |
Западно-Сибирский район |
- |
4718 |
3126 |
66 |
3924144 |
3337 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
- |
4181 |
2788 |
67 |
3483614 |
6322 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
- |
490 |
310 |
63 |
398108 |
1023 |
Томская область |
- |
34 |
28 |
32 |
42422 |
238 |
Новосибирская область |
- |
8 |
- |
- |
- |
- |
Омская область |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
Дальневосточный район |
600 |
1751 |
512 |
29 |
81850 |
311 |
Чукотский автономный округ |
133 |
377 |
112 |
30 |
15493 |
433 |
Магаданская область |
- |
22 |
- |
- |
- |
- |
Корякский автономный округ |
103 |
377 |
74 |
20 |
10468 |
218 |
Камчатская область |
170 |
502 |
128 |
25 |
22367 |
428 |
Сахалинская область |
153 |
290 |
155 |
53 |
30057 |
801 |
Хабаровский край |
21 |
80 |
24 |
30 |
1576 |
73 |
Амурская область |
20 |
103 |
19 |
18 |
1890 |
28 |
Приморский край |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Варианты долгосрочного прогноза освоения ресурсов нефти Российской Федерации
Показатели |
Годовой темп отбора запасов, % |
||
1-й вариант 4,3 |
2-й вариант 3,6 |
3-й вариант 3,2 |
|
Суммарная добыча нефти из новых месторождений, млрд т |
0,8 |
0,5 |
0,2 |
Суммарная величина запасов новых месторождений, вводимых в разработку, млрд т |
10,3 |
9,6 |
3,0 |
Суммарная величина запасов на всех новых месторождениях, млрд т |
20,6 |
19,2 |
6,0 |
Прогноз освоения ресурсов нефти Российской Федерации в 2000-2020 гг.
(2-й вариант - годовой темп отбора запасов - 3,6 %)
Показатели |
Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Урало-Поволжье |
Тимано-Печорский регион |
Всего по Российской Федерации |
||||||||||||||||||||
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
|
Добыча нефти, млн т |
232 |
241 |
250 |
265 |
255 |
2 |
10 |
19 |
30 |
41 |
54 |
50 |
48 |
45 |
42 |
17 |
18 |
21 |
24 |
22 |
312 |
327 |
348 |
384 |
400 |
В том числе: открытых месторождений |
232 |
241 |
250 |
245 |
220 |
2 |
10 |
17 |
21 |
22 |
53 |
48 |
44 |
37 |
33 |
17 |
18 |
20 |
22 |
19 |
311 |
324 |
339 |
337 |
311 |
новых месторождений |
0 |
0 |
0 |
20 |
35 |
0 |
0 |
2 |
9 |
19 |
1 |
2 |
4 |
8 |
9 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
9 |
47 |
89 |
Доля добычи с новых месторождений, % |
0 |
0 |
0 |
8 |
14 |
0 |
0 |
11 |
30 |
46 |
2 |
4 |
8 |
18 |
21 |
0 |
0 |
5 |
8 |
14 |
0,3 |
1 |
3 |
12 |
22 |
Запасы новых месторождений, млрд т |
8,1 |
4,4 |
1,1 |
0,8 |
19,3 |
||||||||||||||||||||
В том числе вводимых в разработку, млрд т |
4,0 |
2,2 |
0,5 |
0,4 |
9,6 |
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ ДОБЫЧИ НЕФТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1
- Российская Федерация; 2 - Западная Сибирь; 3 - Урало-Поволжье; цифры в кружках - вариант прогноза (см. табл. 5)